ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» Асбестовского городского округа

Великие педагоги

                                                                    Ян Амос Коменский (1592-1670)

Великий чешский педагог ХУ11 века  Ян Амос Коменский[1]вошел в историю мировой культуры как  создатель дидактики и теоретик классно-урочной системы, он одним из первых обратил внимание на личность ребенка-ученика и  обосновал  принципы воспитания и обучения, которые казались незыблемыми в течение двух с половиной столетий. Лишь в ХХ веке некоторые положения его педагогической теории подверглись критическому переосмыслению, но для большинства учителей он и поныне остается непререкаемым авторитетом даже тогда, когда они не догадываются, что используют на практике его учение. В предлагаемой статье мы вспомним основные принципы   педагогической теории Коменского.

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод (Моравия - историческая область на западе Чехии). Его отец  был достаточно  образованным человеком для своего времени, хорошо знал Библию, принимал активное участие  в деятельности  общины  “Чешские братья” (одно из течений  в протестантизме), проводил большую просветительскую работу среди народа и, надо полагать, привил сыну любовь к знаниям.

Ян Амос Коменский получил прекрасное для своего времени  образование, учился сначала в латинской школе,  затем в Гернборнском и  в Гейдельбергском университетах в Германии. В  возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам. Имея опыт учебы и работы в школе, он не мог не видеть недостатков схоластической  средневековой системы образования, которые он и стремился преодолеть в своей новаторской педагогической теории.

В 1627 г.  Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский вынужден был эмигрировать в  Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna). Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании дидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского - основополагающий труд научной педагогики,  она переведена почти на все языки мира.

 Он подготовил также   несколько учебников («Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633)), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался также разработкой идей пансофии (букв. «обучение всех всему»), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В Польше в общей сложности  Коменский провел 28 лет.

В 1640 году  Коменский по приглашению английского парламента приезжает в Лондон,  где он на практике применяет свою новую систему обучения.  Его британские ученики отлично усвоили новую и эффективную науку образования  и не только внедрили её у себя, но развезли на своих бесчисленных кораблях по всему белому свету.  

В середине 1640-х гг. Коменский приглашен в Швецию.  В 1646 г. он  представил в Стокгольме высшему жюри университета еще не законченные дидактико-методические труды и в их числе - “Новейший метод преподавания языков”. В этой работе изложена методика преподавания латинского языка, основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем - правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.

В 1650 г.  Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии,  где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).  Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Противостояние католиков и протестантов в Европе середины ХУ11 века вынудило Коменского еще раз сменить место жительства. Он получил приглашение от сына своего друга Людвига ван Геера переехать в Амстердам, и в 1656 г. он вновь переезжает.  Голландия в ХУ11  веке была самой свободной и веротерпимой страной.  Амстердамский сенат выделил чешским беженцам 2 млн. флоринов, а Коменского пригласил на должность профессора и назначил ему ежегодно 800 флоринов, чтобы он мог спокойно жить и продолжать работу над пансофическими трудами. Амстердамский период жизни Коменского имеет всемирно-историческое значение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлению амстердамского сената и при материальной поддержке ван Геера было осуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, который содержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешского педагога.
Последним сочинением Коменского было “Продолжение братского завещания”, которое стало  автобиографией Коменского.Великий педагог  скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи Амстердама, во французской церкви.
 

Педагогическая система Яна Амоса  Коменского

Нередко можно услышать мнение, что Коменский был изобретателем классно-урочной системы. Это не вполне верно, элементы  этой системы так или иначе присутствовали еще в античной школе, в Германии ХУ1 века ее успешно внедряли в школах и университетах прогрессивные организаторы школьного дела. Заслуга Коменского заключалась в том, что он  обобщил опыт этих  школ, коллегиумов и университетов Европы и разработал классно-урочно-предметную систему,  которая стала важнейшей частью   его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Классно-урочно-предметная система  включает в себя следующие основные положения:

· все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;

· содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;

· учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;

· для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;

· по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);

· изучение определенного учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;

· определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Кроме того,  Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью общешкольного плана, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса, вводилось понятие учебного года. Вещи, сами по себе   разумеющиеся сегодня, 350 лет назад были новациями!

Основными  дидактическими  принципами  Коменского  являются  природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.  Эти принципы  сегодня известны каждому учителю  и так или иначе воплощаются им в свою педагогическую практику. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему:материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия. В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» (грамматика, риторика, диалектика,  арифметика, геометрия, астрономия и музыка)  также естествознание, историю, географию. Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Великая дидактика[2]

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык (в то время международный язык науки)  под названием «Великая дидактика». Приведем основные положения этой книги.

Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться

Основоположение 1

Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве. Утренние часы для занятий наиболее удобны. Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее. Развивать ум ранее языка. Реальные учебные предметы предпосылать формальным. Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний). Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь. Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

Образование юношества должно начинаться рано. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель. По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Основы прочности обучения и учения

Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу. Всё последующее должно опираться на предыдущее. Всё должно закрепляться постоянными упражнениями. Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

О школьной дисциплине

«Школа без дисциплины есть мельница без воды» Для поддерживания дисциплины руководствоваться: Постоянными примерами, воспитатель сам должен показывать пример. Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам

  1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
  2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
  5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16  правил искусства развивать нравственность

  1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель— готовность услужить другим и охоту к этому.
  11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходимадисциплина.

Афоризмы Я. А. Коменского

Спорить с Природой — напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII). Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII). Без примера ничему не выучишься. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле. Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными. Книги — это инструмент насаждения мудрости. Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально. Мудрое распределение времени есть основа для деятельности. Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями. Тот, кто мало знает, малому может и учить. Ничто притворное не может быть продолжительным. Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Так же,  как всё в мире зарождается, развивается и приходит к упадку, так и классно-урочная система в ХХ-ХХ1 веках постепенно уступает свое позиции  более совершенным педагогическим технологиям. В системе Вальдорфских школ Р.Штайнера, в педагогике  Монтессори, в  дальтон-планах  и методе проектов, в теориях Дьюи и Френе и многих других оригинальных педагогических теориях ХХ века[3]есть целый ряд новаций, противоречащих традиционным установкам Коменского. Педагоги ХХ века стремятся преодолеть главный  недостаток  классно-урочно-предметной системы: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и т.п.  

Нельзя не признать  рационализма, логичности, нравственно-моральной направленности педагогической системы Коменского. Но все течет и изменяется в нашем мире, который бесконечно усложняется и  совершенствуется,  углубляется  и понимание человеческой натуры, которая уже не укладывается в прокрустово ложе незыблемых правил. Поэтому безоговорочно следование принципам педагогики Коменского, конечно, уже не соответствует духу времени. Однако некоторые положения педагогической теории Коменского актуальны  и в наше время.

Источник информации:http://www.yamal-obr.ru/articles/velikie-pedagogi-proshlogo-i-nastoyasheg/ 

30 марта 2015 в 13:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.