ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» Асбестовского городского округа

Консультация для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры как средство воспитания и методика их проведения»

 

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений; закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохра­няет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Существенной стороной дидактической игры являет­ся игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игро­вой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушки, находящиеся в цветном мешочке, ребенок назвал их.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль — они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре.

Игровые действия — это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем большее количество детей участвует в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия, выполняемые воспитателем, позволяют руководить игрой через «пробный ход», иногда через роль и направлять игру непосредственно в ходе ее.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и вос­принимается детьми как достижение.

Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Результат игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет детям игра.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности.

Таким образом, и я думаю, что вы со мной согласитесь, дидактические игры в основной своей массе являются интеллектуальными, т.к. успех в них достигается за счет мыслительных способностей ребенка.

Теперь хотелось бы остановиться на использовании музыкально – дидактических игр. Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможнос­тям, особенностям, интересам и потребностям ребенка, выступает музыкально-дидактическая игра.

Значение музыкально-дидактических игр.

Основное предназначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.

В процессе игры дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности

Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактичес­кие игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного - музыкального и жизненного - опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоя­тельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Следует отметить многофункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать

- как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке;

-  как одну из игровых форм обучения;

-  как самостоятельную игровую деятельность;

-  как средство музыкального общения и развития ребенка.

Музыкально – дидактическая игра «Композитор»

Цель: развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление детей.

Игровой материал: набор детских музыкальных инструментов.

Ход игры:

Ребенку предлагается исходная задача: передать в инструментальном воплощении один из понравившихся сюжетов, предложенных педагогом (например, «Гроза», «Медведь», «Капель» и т.п.). После выбора сюжета ребенок выбирает музыкальные инструменты и воплощает свой художественный замысел через игру на них.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»

Цель: развивать внутренний слух и музыкальную память.

Ход игры:

Предложить детям угадать мелодию с неполной музыкальной фразы (например, песню «В лесу родилась елочка» отгадать с 4, 5, 6, 7 нот).

Музыкальный руководитель Крылова Л.А.

19 мая 2021 в 17:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.