ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» Асбестовского городского округа
|
ВОЛШЕБНЫЕ КАМНИ «МАРБЛС»Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления. В этой статье представлен опыт работы по внедрению такого нетрадиционного материала, как камушки «Марблс» в образовательную и воспитательную работу. Представлен каталог игр и упражнений с камнями, формы работы. До пяти лет все основные психические процессы ребенка-внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Учитывая тот факт, что дети младшего дошкольного возраста особенно любознательны, их интересует все, что они видят и слышат, что попадает им в руки или в их поле зрения, то возникла необходимость в поиске таких нетрадиционных средств, которые стали бы эффективным инструментом для разностороннего развития дошкольников и в тоже время приводили бы моих воспитанников в восторг. Актуальность работы с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: они удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствуют развитию творческого мышления, благотворно влияют на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышают интерес к занятиям, снимают усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. Как известно, в нашем ближайшем окружении существует много интересных предметов, которые привлекают внимание детей. Для взрослых это просто необходимые вещи, но для ребенка младшего возраста они становятся игрушками, часто превосходящими по своим развивающим свойствам «покупные». Что любят дети? Что интересовало меня в детстве? Что вызывает интерес моих воспитанников? Дети любят «секретки», «сокровища»! Многие из нас искали стеклышки, находили значки, брошки в маминых шкатулках или предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Современные дети увлечены «кристаллами» и поиском необыкновенных камней на игровых участках.Именно этот глубокий интерес детей к предметам подобного типа подсказал мне идею провести работу по внедрению в педагогическую практику декоративных стеклянных камней, которые очень сильно напоминают кристаллы и сокровища. Применение камушков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игра в «Марблс» признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится. Работу начала с поиска и приобретения самого материала, то есть камней «Марблс». Коллекция получилась большой и разнообразной. Цвет, форма, фактура камней позволили разработать большое количество игр и упражнений для дошкольников: «Найди по описанию», «Узнай на ощупь», «Разложи по темам», игры на классификацию: «Разложи по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по размеру», «Прозрачный - непрозрачный», «Темный - светлый», «Гладкий – негладкий». Данные игры и упражнений способствовали формированию представлений о классификации предметов по признакам, развитию мелкой моторики, обогащению словарного запаса, развитию речи, самостоятельности и усидчивости. Следующим этапом стал поиск и разработка необходимых дополнительных средств и материалов. В итоге была подобрана и распечатана необходимая картотека иллюстраций для развития художественно – эстетических способностей. На данном этапе столкнулась с тем, что для рисования камнями нет специальных иллюстраций, и мне пришла идея заменить их на уже готовые иллюстрации для рисования пластилином. Картотека иллюстраций была разноцветной и яркой, на разные темы «Цветы», «Транспорт», «Сказочные сюжеты», «Игрушки», дети с удовольствием дополняли их камушками. Благодаря тому, что иллюстрации были цветными, детям было необходимо только выбрать необходимый цвет, вроде не сложное упражнение, но решает несколько задач: развивать сенсомоторные способности, учить детей выполнять щипковый и пинцетный пальчиковый захват, развивать координацию движений рук, ориентировку на плоскости, внимание. Для усложнения задач в копилку к цветным иллюстрациям добавила черно-белые раскраски, так же на различные темы. Это дало воспитанникам полную самостоятельность в выборе цвета и формы камней для рисования, дети использовали их и как просто трафарет для обведения, а еще выкладывая камни по контуру. В ходе этих упражнений у детей развивается фантазия, воображение, мелкая моторика, художественно – эстетические умения и навыки. Для закрепления знаний о геометрических фигурах использовала карты с контурами геометрических фигур. С детьми были организованы игры «Обведи по контуру», «Выложи по порядку», «Повтори» и другие. Для формирования элементарных математических представлений были разработаны «поля – карты». Они являются главным помощником для обучения детей ориентированию на плоскости. Но эти карты, оказались очень многофункциональными. На этих картах выкладываем геометрические фигуры, использую их для упражнения «Повтори», для игры «Собери бусы», в предметном и сюжетном рисовании камушками. Как ранее я уже отметила «поля- карты» многофункциональны, их можно использовать в каждой возрастной группе усложняя задачи, учитывая возрастные особенности. Широкое применение данные «карты- поля» нашли как на фронтальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Для развития внимания и зрительного восприятия необходимо проводить с детьми такие игры как: «Собери бусы», «Сделай как я», «Выложи дорожку», чтобы это было интересно, было решено обратиться к уже известным иллюстрациям «Дорожки». Моим воспитанникам очень нравится использовать весь подобранный материал особенно в самостоятельной деятельности, здесь они уже сами ставят перед собой задачи, принимают решение в выборе цвета камней и дополнительных средств. Они мне показали, что для основы можно использовать, как и готовые карты и иллюстрации, но и шаблоны из шнуровки. Подсказали мне использовать салфетки для влажной уборки, для выкладывания камней, на столе они скользят - неудобно, а на салфетке удобно и появляется фон. Попросили цветной картон, чтобы их фантазийные картины были ярче, а ведь это решает еще одну немало важную задачу для развития художественно – эстетических умений и навыков. Декоративные камни «Марблс» – это особый дидактический материал. Красота камней завораживает настолько, что не только детям, но и взрослым хочется их подержать в руках, перекладывать и рассматривать. Эстетическая привлекательность «Марблс» вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших высокотехнологичных игрушек. Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области познавательного развития применение «Марблс» способствует решению целого ряда задач: - развивают сенсорику, исследовательские действия; - способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества; - развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать; - развивают навыки порядкового и количественного счета; - развивают чувство ритма, цвета, композиции; - способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги; - способствуют развитию воображения и творчества. И самое главное для нас – способствует развитию самостоятельности и инициативности ребенка. Все эти задачи бесспорно можно решить и иными способами, но камушки «Марблс» помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка. 22 мая 2020 в 21:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.