ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» Асбестовского городского округа
|
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городсКРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городского округа (срок реализации 6 лет) Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городского округа (далее Программа) разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городского округа. В Программе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городского округа (далее по тексту – детский сад) определены коррекционные цели, задачи, основные направления работы, перечислены особые образовательные потребности дошкольников с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, условия и средства реализации Программы. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренной, тяжелой и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, признание самоценности дошкольного периода детства. Программа предназначена для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой от 1 года до окончания образовательных отношений. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной абилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренной, тяжелой; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой). Целью обязательной части Программы является разностороннее развитие личности детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой с учетом степени интеллектуального нарушения, а также с ориентиром на их особые образовательные потребности с целью дальнейшей социализации и адаптации в среде сверстников. Задачи обязательной части, направленные на достижение цели: 1. Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий; 2. Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 3. Обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром; 4. Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и квалифицированная коррекция недостатков в развитии; 5. Преемственность дошкольного и начального уровней общего образования; 6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п.1.2. ФГОС ДО); 7. Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной развивающей предметно-пространственной среды, создание атмосферы психологического комфорта. Принципиально значимыми положениями в данной Программе являются: - приоритетное формирование способов усвоения общественного опыта умственно отсталым ребенком (в том числе и учебных навыков) как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к его развитию и раскрытию потенциальных возможностей и способностей; - учет генетических закономерностей развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде; - деятельностный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия; - принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; - анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи; - развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»; - включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно - педагогический процесс; - расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием; - формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми; - реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы; - стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения; - расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; - определение базовых достижений умственно отсталого ребенка в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей его развития. Содержание программы учитывает личностную направленность педагогических воздействий и приоритеты социализации ребенка. В связи с этим важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление социальной недостаточности ребенка. Л.С.Выготский считал, что «…специальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию...». Социализацию ребенка он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит, главным образом, в практической и символико-моделирующих видах деятельности и речи. Исходя из общности основных закономерностей развития в норме и патологии, в Программе определяются базовые направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего, целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе решения следующих блоков задач: социально-коммуникативного развития; познавательного развития, в том числе речевого развития; формирование деятельности как специфического, особо значимого направления в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта; художественно-эстетического развития; художественно-эстетического развития; физического развития и укрепление здоровья. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются значимые для разработки и реализации Программы клинико-психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы и механизмы ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по профессиональной коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); раскрываются целевые ориентиры Программы и планируемые результаты ее освоения, а также механизмы оценивания результатов коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Формы обучения: - Непрерывная образовательная деятельность – это форма организации коррекционно-развивающего обучения в детском саду, имеющая определенную структуру: начало, основную часть и окончание – «открытый конец». Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов деятельности, культурных практик с использованием разнообразных форм, методов и средств, выбор которых осуществляется как педагогом, специалистами, так и педагогом вместе с детьми, с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и интересов. - Совместная деятельность детей и взрослых – все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, учитывающих мотивацию ребенка. - Совместная деятельность детей и взрослых. Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а также содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является неотъемлемой частью Программы. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть): - Обязательная частьПрограммы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Обязательная часть разработана с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), из Реестра примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7 декабря 2017 г. № 6/17). С учетом специальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой к каждой из образовательных областей добавляется раздел коррекционной программы, который отражает специфику коррекционно-педагогической деятельности с детьми с умственной отсталостью. - Часть, формируемая участниками образовательных отношений, раскрывает особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, направлений работы. Выбор данных направлений соответствует потребностям и интересам детей. Вариативная часть разработана с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий Уральского региона. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству. Цель взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьей заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи для успешного коррекционно- развивающего обучения детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную коррекционно-развивающую деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Цель взаимодействия с родителями: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативно-правовых, методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием Российской Федерации, руководства детского сада, а также Других участников образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации образовательных программ. Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии Программы будут включать: – предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде; – предоставление возможности давать экспертную оценку, комментировать ее положения на открытых профессионально-педагогических семинарах и конференциях. 2 августа 2019 в 15:38
Прикреплённые файлы:Документ: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городс Описание файла:Файл называется: aop-ds-27-ug-2018-2019_fkrsc.pdf Это официальный файл организации «ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» Асбестовского городского округа», в нём содержится Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского городс. Размер файла: 1,08 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.