ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» Асбестовского городского округа
|
Воспитание без нервов«МамаПапины уроки» Зав. отделом психолого-педагогического сопровождения СДО педагог-психолог высшей квалификационной категории
Штырц Н.А. Воспитание без нервов
Дети успешно копируют как положительные, так и отрицательные особенности поведения родителей, особенно своего пола. Со временем ребенок начинает воспринимать внутренний мир, переживания, смысл поведения отца и матери как мужчины и женщины, это один из важных процессов в жизни ребенка – процесс идентификации. Отец иначе, чем мать, относится к жизни, к ситуации, иначе оценивает и разрешает проблемы и переживает их. Мальчик идентифицируется с отцом в мужской роли и постигает особенности женской роли через восприятие внешнего вида и поведение матери. Девочка идентифицируется с матерью и постигает особенности мужской роли через образ и поведение отца. Как сегодня родители реагируют на различные проблемы, трудности, так завтра, в аналогичной ситуации с большой вероятностью ребенок будет вести себя точно также. Не секрет, что большинство из нас не могут похвастаться своим терпением по отношению к ребенку. Психология оправдывает невыдержанного, нервного родителя. И вот почему. Специалисты, занимающиеся проблемами характера, считают, что менее 40 % взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Общеизвестно, что представители творческих профессий, творческие личности, такие как педагоги, артисты, журналисты, писатели, музыканты, парикмахеры, парфюмеры, повара, скульпторы, фотографы, художники, некоторые типы современных руководителей не могут иметь сбалансированного характера. Благодаря своему темпераменту и особому эмоциональному восприятию они и попадают в эти профессии. Их деятельность нестабильна и подразумевает перепады настроения, эмоциональные всплески. У ребенка хорошая естественная программа самозащиты и он со временем научится правильно реагировать на ваши «взрывы». Но пока, ему сложно понять, почему на него кричат. Он огорчается, может чувствовать себя виноватым, плохим или замыкается и затаивает обиду. Конечно, изредка можно объяснять ребенку, что папа не может играть с ним сейчас, так как у него плохое настроение, потому что день был тяжелым и нервным. Найти ребенку альтернативу игры с папой сложно, но тоже можно. Чем чаще это происходит, тем больше разрыв между взаимопониманием ребенка и папы. А совсем скоро, при искусных действиях близких, ребенок совсем хорошо начинает себя чувствовать без папы, перестает ждать и скучать. Почти всем «нормальным» людям присущи те или другие психопатические особенности. Только их форма может быть слабо выраженной. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Поэтому, если вы одарены чем-то свыше, у вас богатая эмоциональная жизнь, вам сложно держать себя в руках, попробуйте выработать у себя спокойное философское отношение к шалостям своего ребенка, чтобы не срываться на нем. Попробуйте успокоиться, перед тем, как открываете дверь своей квартиры, предупредите семью о своем нервном состоянии. В этом случае, один из двух родителей, поддерживая другого, сможет исправить ситуацию: предупредить ребенка, членов семьи, занять ребенка еще на несколько минут, пока другой родитель отдохнет, примет душ и поест. В это время вместе с ребенком можно подготовить какой-то сюрприз для уставшего папы. От всех ситуаций вы не сможете «застраховать» ребенка. Пусть он переживает события текущей жизни вместе с вами, хоть иногда и на повышенных тонах. Главное не забывайте, если ребенок воспитывается в шумной, темпераментной, «итальянской» семье, то он имеет такое же право на крик. Желательно запретить себе в нервозном состоянии, на стадии срыва подходить к ребенку. Ребенку сложно понять неустойчивый характер взрослого человека, его взбалмошный мир. Неразвитая эмоциональная сфера ребенка нуждается в поддержке взрослого, а несдержанный взрослый сам восстанавливает свое неспокойное состояние благодаря ребенку, нанося ему серьезные душевные раны, которые будут болеть до конца его жизни. Отношение родителя к факту воспитания, родительская зрелость в этом вопросе очень важны. В каждой семье стоит внимательно рассмотреть свое личное отношение к цели воспитания своего ребенка. Иногда наши желания по отношению к ребенку бывают неадекватны и опасны для ребенка. Рассмотрим некоторые варианты воспитания. Нередко случается, что ребёнок становится центром потребности родителя в эмоциональном контакте и единственным объектом удовлетворения этой потребности. Все свое внимание родитель устремляет в сторону ребенка, не оставляя ему «воздуха», собственного пространства. Родитель бессознательно начинает бороться за внимание и привязанности ребенка, не отпуская его никуда за пределы семьи, мешая ему в приобретении необходимого социального опыта. Во многих семьях происходит ситуация «переноса» несбывшейся мечты родителя на деятельность ребенка. В данном случае цель воспитания, добиться того, что не удалось добиться самому в детстве. Не взирая, на реальные способности ребенка, родители пытаются воплотить в жизнь свои давние детские мечты. Такой подход часто реализуется против интересов ребенка. И еще одна нежелательная целевая установка в воспитании. Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание является единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. В этом случае удовлетворением потребности смысла жизни становится забота о ребёнке, при этом, забота выражается на уровне самопожертвования. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия. И если ребёнок, вырастая, «вылетает из родного гнезда», то жизнь для родителя теряет всякий смысл. Родители должны понимать, что результат воспитания с такой основой для ребёнка вряд ли будет положительным. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния родителей на воспитание ребёнка. Для начала, найдите в себе то, чем вы можете похвастать, в каком поле деятельности вы сильны, каким мастерством можете блеснуть перед ребенком, что можете передать ему. Обучить ребенка чему-то целенаправленно – это второе, сначала он должен увидеть это мастерство, восхититься, возгордиться вами, а потом уже все остальное. Приглашайте ребенка с учетом его возраста участвовать с вами в тех мероприятиях, в которых вы будете «на высоте», где о вас скажут добрые слова, наградят, где в выгодном свете будет представлена ваша работа, видны механизмы вашей деятельности, видны фрагменты как вы справляетесь со сложными ситуациями и т.п. Пригласите ребенка поучаствовать в вашем добром деле на благо семьи (выбрать маме букет, напечь папе пирожков) и тогда даже ваши немногочисленные усилия могут запомниться ребенку. Сгладить ваши нелицеприятные черты может помочь другой родитель. Его задача, всегда только в превосходной степени высказываться о вас, по возможности оправдывать ваше невыгодное поведение, всегда с любовью, трепетом и сюрпризами ожидать вас, давая ребенку образец общения любящих людей. Иногда, когда нет отдачи и подтверждения фактов от второй половины выдерживать такую мудрую позицию сложно, но ради ребенка, это надо делать обязательно! При таких обстоятельствах сохраняется более–менее благоприятный климат в семье, ситуация не травмирует ребенка, а это многого стоит. Сохраняя ребенку нервную систему, вы обеспечиваете ему хорошее психологическое и психическое здоровье в будущем. Это значит, что ваш ребенок будет открыт для общения, будет с удовольствием познавать себя и окружающий мир, будет нести ответственность за свою жизнь, не будет совершать необдуманных поступков. Ему будет легче адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, преодолевать стрессовые ситуации, которых не избежать в жизни и реализовать свой собственный потенциал. Также, становлению психологического здоровья у детей способствует наличие у родителей таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора! Один мудрец говорил, если ребенок прожив с вами день не испытал чувство радости, то вы заслуживаете серьезных порицаний и даже совершаете преступление перед ребенком! Взрослому надо ясно представлять, какие категории существуют в детском мире, если он действительно хочет понимать ребенка и помогать ему. Детский мир очень далек от взрослого. Все взрослые безнадежно устарели и «испортились», познав законы реальной жизни. Взгляд ребенка свеж и беспристрастен. Для ребенка нет прошлого и будущего. Он живет сегодня и сейчас. Он всегда знает, чего он хочет прямо сейчас. Его мир уникален. Родитель, вторгаясь в этот мир, стремится все время сократить его границы, искусственно приближая процесс взросления. А ведь у детства свои конкретные задачи, которые должны решаться постепенно на каждом последующем этапе знакомства с миром. Детства не может быть без веры в чудо, в Деда Мороза? Именно эта вера «выдергивает» ребенка из страхов и кошмаров, помогает пережить все детские тревоги. Понятно, что родителю нужна самостоятельность ребенка, чтобы скорее сбросить с себя ответственность. Но, в детстве закладывается фундамент личности человека и всей его жизни. Детство нельзя недооценивать, с ним нельзя не считаться. Нерешенные задачи детства искажают действительность взрослого человека, значительно сокращая его ресурс. Дорогие мамы и папы, среди вас нет плохих и хороших, каждый из вас единственный для своего ребенка, а значит, самый лучший. У вашего ребенка свои цели в жизни и свои желания, ради них он пришел в этот мир. Ваш ребенок мудр и талантлив настолько, чтобы быть счастливым! 7 ноября 2013 в 11:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.