ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №27» Асбестовского городского округа

Родителям будущего первоклассника

 «МамаПапины» уроки

Зав. отделом психолого-педагогического сопровождения

системы дополнительного образования,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Штырц Н.А.

Родителям будущего первоклассника

 

Вашему ребенку 6 лет. Совсем скоро он встанет на старт школьного марафона и самого памятного периода своего детства. Конечно, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок встретил этот период в полной «боевой» готовности! Что это значит? А это значит, что:

у вашего ребенка сформировано устойчивое желание учиться; ребенок готов справиться с переменами, которые происходят в детском организме в этот период; физическое развитие вашего ребенка и координация его движений соответствуют норме; ребенок готов к предстоящим трудностям, связанным с учебной деятельностью; ребенок проявляет самостоятельность и неплохо управляет своим поведением; ребенок владеет приемами умственной деятельности; ребенок владеет элементарными навыками общения с детьми и взрослыми, способен выстраивать позитивные отношения; у ребенка уже на достаточном уровне развита физическая и интеллектуальная выносливость и многое другое.

Иногда родители ошибочно считают, что подготовить ребенка к школе это, прежде всего, дать ему определенный набор знаний и навыков, касающихся непосредственно обучения. Ребенка активно учат читать, писать, считать. И именно такое усердие родителей уже на этом этапе часто отбивает у ребенка охоту учиться. Ведь в школе это бы сделали профессионалы, а дома эти задачи решают бабушки или уставшие родители, в лучшем случае школа развития. После неплохой подготовки ребенка, например, в школе развития может быть еще одна проблема: познавательный интерес первоклассника не будет удовлетворяться, так как материал для него не является новым, он все это уже прошел и элементарным азам научился. А начало школьной жизни тем и знаменуется, что ежедневно открывает перед ребенком новые горизонты, несет радость познания. Поэтому уже в первом классе из-за того что ему не интересно нарушается его поведение, ребенок начинает скучать на уроках и естественно отвлекаться. Поэтому важно развивать и сохранять познавательный интерес ребенка к окружающему миру и по возможности избежать «натаскивания» в технике речи, в овладении письмом и т.д. Эти навыки вторичны по сравнению с тем, что ребенку психологически надо привыкнуть к новой ролевой позиции ученика, которая предполагает некоторую эмоциональную «пристройку», готовность к ежедневному продолжительному общению среди других детей, притом, в условиях обязательной активной интеллектуальной деятельности, привыкание к распорядку школы, требованиям учителя.

Школа не только привлекательный объект для ребенка, школа серьезный стрессогенный фактор. Многое из того, что произойдет в школе, будет для ребенка испытанием. Иногда на протяжении всего первого класса полноценной адаптации к школе так и не происходит. Поэтому мы говорим, сегодня о том, что ребенка нужно постепенно подводить к этому сложному периоду, и тогда, начальная школьная жизнь принесет ему и его родителям больше радости, чем разочарования.

Возрастной период 6-7 лет в норме отличает вашего ребенка повышенной активностью, непоседливостью, сильной эмоциональной возбудимостью, потому что процессы возбуждения еще превалируют над процессами торможения. Движения ребенка пока неловки и не позволяют выполнять задания повышенной точности. Он быстро устает при выполнении мелких движений. Поэтому вводить ребенка в режим занятий надо постепенно. Мышление ребенка готовится к колоссальному скачку, оно становится доминирующей психической функцией. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. Ребенок уже в состоянии воспринять логические доводы и обоснования взрослых.

Приближаясь к семи годам, ребенок постепенно утрачивает детскую непосредственность и наивность в поведении. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки ребенка интеллектуального осмысления. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов и остро реагирует на ситуацию вокруг себя. Этот период связывают с кризисом семи лет. Кризис - это закономерный этап психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения своего ребенка в этот период, пересматривать собственные воспитательные стратегии. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет – потребность, а в дальнейшем и утверждение себя в определенной социальной позиции школьника. Это время, когда ребенок «выскальзывает» из под контроля родителей, он упражняется в непослушании проявляя свою самостоятельность несовершенными детскими формами поведения с капризами и кривлянием, тем самым предлагая родителям, поискать новые продуктивные способы взаимодействия с ним. Уже сейчас некоторые моменты в поведении родителей вызывают протест. Ребенок все чаще предпочитает те формы поведения, которые выступают как символ взрослости. Он ждет качественной обратной связи от родителя как подтверждение своей взрослости и самостоятельности. Растерявшиеся взрослые, как правило, совершают две ошибки: либо совсем отпускают ситуацию из под контроля, используя попустительский стиль воспитания, либо устанавливают абсолютный запрет на нежелательное поведение ребенка. И тот и другой варианты реакции взрослого приведут к проблеме взаимоотношений, будут препятствовать развитию ребенка. В первом случае ребенок лишается самого важного, внимания и признания близкими его попыток обозначиться по взрослому, в данном случае, отрицательная оценка лучше, чем игнорирование. Во втором случае, естественное желание ребенка пробовать себя в роли самостоятельного человека блокируется, и ребенок лишается собственными родителями возможности развиваться, он превращается в солдата, которому совсем не надо думать, а достаточно лишь быстро выполнять приказы. Задача дать почувствовать ребенку его самостоятельность и ответственность за принимаемые решения еще с периода кризиса 3-х лет по-прежнему, остается актуальной.

Если взрослым удается отыскать эти эффективные стратегии поведения с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса.

В первом классе ребенок получит свои первые оценки, которые сформируют его важное личностное образование – чувство социальной и психологической компетентности. Это обязательное чувство для ощущения психологической полноценности. Даже на первых порах ребенку необходимо осознание того, что он «умеет», что он может и способен сделать что-то самостоятельно. На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста происходит кардинальное изменение самооценки ребенка. К шести годам ребенку свойственно преимущественно положительное отношение к себе. Его самооценка складывается не только на основе собственных суждений о себе, но, и суждений других людей о нем. Адекватная самооценка в какой-то степени основа развития личности. Ребенку надо научиться видеть себя среди других, анализировать отношение других к себе, самостоятельно корректировать эти отношения, если они не устраивают его. Внимательный ребенок правильно «считывает» информацию от окружающих и способен даже в первом классе увидеть опасные сигналы вокруг себя, например, подозрительное отношение взрослых к ребенку, агрессивное отношение к нему со стороны детей.

Речь идет о психологической готовности ребенка к школе, которая включает еще две важные сферы: личностно-интеллектуальную готовность, которая предполагает наличие определенного запаса знаний и представлений, доминирование познавательного интереса к школе, наличие умения классифицировать, сравнивать, обобщать объекты и эмоционально-волевую готовность, которая предполагает, что ребенок умеет справляться со своими эмоциями, способен планировать свои действия и активно стремиться к их реализации. Ребенок должен научиться без лишних психологических затрат выполнять то, что не хочется, потому что надо, это называется уметь произвольно управлять собой.

Устойчивость мотивации ребенка к школе легко проверить. Начните читать ребенку интересную сказку и остановитесь на самом интересном моменте, спросите ребенка, что ему дальше хочется: дослушать сказку до конца или поиграть с игрушками? Если его желание будет – дослушать сказку до конца, то скорее на данном этапе его познавательный интерес доминирует.

С отношением к школе нельзя переборщить. Не стоит запугивать школой и особой ответственностью перед ней, хотя говорить об этом нужно. Образ школы для ребенка должен быть реальным, где учатся нормальные дети со своими плюсами и минусами, где работают учителя, где можно узнать много интересного и необходимого для жизни. Но в школе есть свои требования, которые все должны выполнять, тогда в школе будет порядок и всем будет хорошо. До ребенка доводят информацию, что, и папа, и мама тоже когда-то учились в школе, и теперь с удовольствием вспоминают это время! Ко всем участникам образовательного процесса: к детям, учителям, родителям у ребенка желательно вызвать положительное отношение.

Также родителям нужно отрегулировать свои ожидания по отношению к ребенку, связанные со школой. Слишком большие надежды родителей, связанные с учебой ребенка часто не оправдываются. Ребенку психологически сложно соответствовать тому идеальному образу, который придумал себе родитель. Ему реально страшно оказаться несостоятельным, не оправдать большие надежды своих любимых родителей. Не нужно идеализировать возможности своего ребенка, определяя их как особенные, уникальные, тем более постоянно показывать это ребенку. Достаточно про себя верить в его способности и иногда при необходимости искренне поддерживать его жизнеутверждающими словами и поступками.

В период подготовки к школе ребенка постепенно подводят к тому, что пора научиться продумывать все свои действия и поступки, потому что совсем скоро за многие из них он будет отвечать сам, а рядом не будет мамы и папы. Сейчас пришло время «отрепетировать» процесс «складывания сумки в дорогу», но, без помощи родителей. С этой целью ребенка все чаще просят собирать себе вещи к разным мероприятиям, например отъезд к бабушке на выходные, отъезд на дачу, сборы на какие-то занятия и т.п. При этом допускается ошибка ребенка, которая потом вместе анализируется, к примеру, на даче выясняется, что дома забыты зонт и ветровка, и из-за дождя выйти на улицу нельзя. Такой опыт дисциплинирует ребенка, учит его быть ответственным за свои действия. Нужно отметить, что взрослые часто все до мелочей продумывают за своих детей. В этом случае самостоятельность как необходимое свойство личности не развивается. Ребенку необходима мягкая критика, но после полноценной похвалы.

Также на этапе перехода из дошкольного в школьный возраст, поскольку скоро ребенку придется принять оценочную систему, ребенка надо научиться правильно и вовремя хвалить. Хвала все чаще должна быть за дело: хвалят за старание и за результат. Необходимо понимать какое усилие приложил ребенок, выполняя определенную деятельность. Перехваливают ребенка все реже, только в особых случаях, например, чтобы поддержать его в период болезни или неудачной жизненной ситуации, чуть повысить его самооценку. А вот в первом классе процент хвалы вновь повышается с целью эмоциональной поддержки ребенка в сложный для него период.

Желательно чтобы в предшкольный период ребенок уже самоутвердился в какой-либо деятельности. Это поможет ему адаптироваться в школе и легче переживать неудачи, которых, как правило, не избежать.

Любым процессам при подготовке к школе обучают без назидания, в легкой ненавязчивой форме, иначе почувствовав «дрессировку», ребенок начнет разочаровываться в предстоящем обучении.

Таким образом, от мудрости самых близких людей для ребенка зависит его самоудовлетворение и качество проживания всех возрастных критических ситуаций. Действительно любящие родители верят в успешность ребенка, стремятся поддерживать у него позитивный образ Я. Ребенку необходимо осознать, что все у него получится, потому что он трудолюбивый, внимательный, старательный, он умеет кататься на коньках, играть в шахматы, у него есть надежные друзья и так далее. По возможности ребенок учится самостоятельно решать проблемные ситуации. А родители учатся избегать личностных негативных оценочных суждений.

В народе говорят и вам понятно, по каким причинам: бабушка пошла в первый класс! Да, настоящая семья трогательно переживает все события взрослеющего ребенка, для него важно это чувство сопричастности! Будьте внимательны, будьте бережны, будьте рядом, но живите за себя, не живите за ребенка! Не учитесь за своего ребенка, он сделает это сам!

7 ноября 2013 в 11:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.